Визит представителей РНФ в КНИТУ











12.03.2015


С 10 по 11 марта университет посетили представители Российского научного фонда (РНФ) – И.Г.Проценко и О.А.Тимофеева. За два дня коллеги из Москвы осуществили комплексную проверку КНИТУ и нескольких других казанских научно-образовательных учреждений, активно участвующих в конкурсах РНФ, посетили лаборатории, встретились с научными группами, члены которых являются грантодержателями и грантозаявителями фонда.

В течение двух дней представители фонда сумели обстоятельно познакомиться с нашим вузом, лабораториями и научными коллективами. И.Г.Проценко и О.А.Тимофеева посетили лаборатории в корпусах «Б» и «Д», в том числе комплексные лаборатории Центра коллективного пользования научным оборудованием «Наноматериалы и нанотехнологии» по получению и модификации наночастиц, ознакомились с научными разработками вуза.

Российский научный фонд был создан в ноябре 2013 года по поручению президента Российской Федерации В.В.Путина. Фонд является негосударственным, хоть и существует на бюджетные средства. Одна из главных обязанностей фонда – распределение научных грантов в России. В отличие от других фондов РНФ финансирует крупные значимые проекты ведущих научных коллективов страны, фундаментальные и поисковые работы, с участием ученых, имеющих высокие индексы цитируемости.

И.Г.Проценко объяснил, что в оценке конкурсных работ фонд опирается на показатели Государственной программы развития технологий и Указы президента России В.В.Путина, в которых определяется важность показателей цитируемости публикаций российских ученых. Таким образом, «входным билетом» на участие в конкурсе является высокая публикационная активность руководителей и участников проекта. Также РНФ оказывает также любые консультационные услуги грантозаявителям (посредством электронной почты).

На встрече в Круглом зале корпуса «А» обсуждались условия участия в двух конкурсах, срок подачи документов на которые заканчивается 20 апреля 2015 года. Первый – на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение исследований в небольших группах под руководством ведущих российских и зарубежных ученых». Второй – на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение исследований с представлением результатов в рамках международной конференции (конгресса)».

В частности, по первому конкурсу к российским и зарубежным ученым нет особых требований по возрасту и гражданству. Ученый-руководитель проекта должен быть трудоустроен в подающую на конкурс организацию на постоянной основе, то есть с иностранным ученым должен быть заключен договор. И.Г.Проценко подчеркнул, что у региональных грантозаявителей есть определенные преференции перед столичными («ведь не все гранты должны уходить в Москву, Санкт-Петербург, Томск и Новосибирск»).

По второму конкурсу финансируется проведение ежегодных конференций, причем в любом городе России и даже других государств, и двух научных школ для молодых ученых. Конференции должны быть авторитетными, признанными научным сообществом. Оцениваются научные перспективы заявителей (согласие на проведение оргкомитета конференции, наличие у заявителей публикаций в Scopus (7 у «технарей» и 4 у «гуманитариев»). 50% участников мероприятия должна составлять молодежь. По гранту может быть выделено 7-8 млн рублей на организацию мероприятия, обеспечение участия 100-200 участников. В рамках заявленной конференции могут быть «подтянуты» и другие, но заявлена должна быть лишь одна. Возможно софинансирование крупных проектов и конференций со стороны республики. По словам Игоря Геннадьевича, в случае с конференциями задача РНФ состоит в том, чтобы обеспечить приток новых компетенций. Но для этого исследования наших ученых должны быть на соответствующем уровне. Так, по данным Scopus, из 860 научных приоритетных направлений российские ученые компетентны только в 50-60.

В ходе встреч представителям РНФ было задано много конкретных и детальных вопросов. Обсуждались проблемы, связанные с требованиями к проектам, заявителям, отчетности по грантам, публикациям и т.д. И.Г.Проценко и О.А.Тимофеева старались дать ответы на все вопросы, возникшие во время реализации грантов.

Приведем некоторые ответы: работа всех членов коллектива, задействованных в научном исследовании, должна быть оплачена; в любой момент научный руководитель может поменять состав коллектива, но для этого нужно подать заявку. Есть ограничения по выплатам на 1 человека – они должны составлять не более 30%.

В соглашении четко указаны показатели по количеству статей, которые следует соблюдать. Если в этом году написано больше статей, чем указано, это не значит, что их можно перенести на следующий год. Кроме того, если показатель по написанию статей не выполнен, необходимо указывать, по какой причине. По словам Игоря Геннадьевича, в этом году возникли трудности с публикациями из-за санкций Запада, поэтому пока к уменьшившимся показателям РНФ относится с пониманием.

Говоря о научной части отчета, о статьях, публикациях и патентах как результате финансируемых исследований, представители фонда подчеркнули, что основой их оценки экспертами является качество научного содержания. Показателем этого качества служит цитирование в Web of Science и Scopus (причем акцент делается именно на Scopus).

Много внимания было уделено проблеме дублирования результатов исследований в двух и более грантах и, соответственно, двойного финансирования по сути одного исследования. И.Г.Проценко подчеркнул, что дублирование тематик и результатов в грантах разных фондов должно быть исключено, за это несет ответственность сама организация, подающая заявку на грант. Обязательства по гранту строго закреплены по статьям, в случае дублирования работы в нескольких грантах финансирование может быть прекращено даже по отдельным статьям, более того, могут быть отозваны средства по уже проведенному финансированию. Вся отчетность проверяется на «дубляж финансирования». Более того, в настоящее время создается единая база грантов, система их отслеживания. Чтобы избежать недоразумений, в научной публикации обязательно следует указывать, какие работы были профинансированы какими фондами.

Другая сторона проблемы – «уход» за рубеж результатов отечественных научных исследований. Некоторые из них финансируются одновременно и российским, и западным фондами, и последние зачастую присваивают результаты, хотя изначально исследования были профинансированы Минобрнауки России или российскими научными фондами. Это дает основания зарубежным фондам приписывать заслуги в развитии отечественной науки.

В работе фонда есть сложности – при большом количестве заявок всю экспертную работу, по сути, проводят 10 человек. Фонд рассматривает апелляции, претензии к работе экспертов. Экспертами фонда могут стать и другие ученые.

Другие особенности работы РНФ – отсутствие координаторов отдельных проектов, «безымянные» контакты и консультации с заявителями грантодержателями: сотрудники не имеют право вступать с ними в прямые взаимоотношения. Как отметил И.Г.Проценко, вся информация об условиях конкурса, участниках, требованиях и прочем есть в документах фонда, надо лишь их внимательно изучить.

«Мы хотим поменять мировоззрение наших ученых, исключить недобросовестность в наших взаимоотношениях», - отметил И.Г.Проценко.

Общие рекомендации к ученым, претендующим на гранты РНФ, таковы: «Надо наращивать свое научное портфолио, публиковать свои статьи в высокоцитируемых журналах, мотивировать на научную работу молодых ученых».



Источник: Пресс-центр
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram